В период с 1 декабря 2017 г. по 15 марта 2018 г. проведен всероссийский конкурс среди учителей начальных классов и педагогов дополнительного образования на лучшую разработку учебно-методических материалов по шахматам для начальной школы.

Конкурс проведен в рамках проекта «Шахматный всеобуч России», организованном Российской шахматной федерацией при финансовой поддержке Фонда президентских грантов, Благотворительного Фонда Елены и Геннадия Тимченко и организационной поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального центра организационно-методического обеспечения физического воспитания Минобрнауки России.

В конкурсе приняли участие 965 учителей и педагогов из всех регионов России, представлены крупные города, села, деревни, хутора и станицы.

По итогам конкурса лауреатами названы авторы 226 наиболее интересных работ, 20 разработок объявлены победителями конкурса. Благотворительный Фонд Елены и Геннадия Тимченко наградил победителей ноутбуками, а все авторы были приглашены на всероссийскую конференцию «Шахматный всеобуч в школах России» (г. Сочи, ОК «Дагомыс», 3-6 июня 2018 г.).

Кроме того, на конференцию были приглашены руководители региональных шахматных федераций и руководители школьных команд, участвующих в Открытых Всероссийских соревнованиях по шахматам «Белая Ладья» среди команд общеобразовательных организаций в г. Сочи. Всего в конференции участвовало 153 чел.

Цель конференции заключалась в том, чтобы дать возможность учителям начальных классов и педагогам дополнительного образования ознакомиться с лучшими практиками обучения основам шахмат учеников начальной школы и провести широкое обсуждение передового опыта.

Кроме того, в задачу конференции ставилось формирование учительского актива шахматного всеобуча и выявление опорных школ, в которых успешно проводятся уроки шахмат и внеурочная деятельность по шахматам.

В ходе обсуждения проблем шахматного всеобуча участники конференции констатировали, что приоритет отечественной шахматной школы в обучении шахматам в школе не вызывает сомнений ни у кого в мире. Во многом успехи российских (советских) шахматистов основаны на выявлении юных талантов именно из мероприятий «шахматного всеобуча».

Сегодня в России шахматы представлены в школьных программах многих регионов. В Псковскую область, Забайкалье, Краснодарский край, Новосибирскую область, Алтайский край, Республику Ингушетия, Московскую область и в ряд других регионов Благотворительным фондом Елены и Геннадия Тимченко направлены комплекты шахмат, электронных шахматных часов, учебников для школ, подготовленных Российской шахматной федерацией. В Калмыкии, Удмуртии, Татарстане, в Курганской, Калужской, Московской, Брянской, в других областях и республиках, в Москве и Санкт-Петербурге регулярно проводятся курсы повышения квалификации по шахматам для учителей, в городе Сатка Челябинской области, на всей территории Ростовской области, в Магадане, Липецке, во многих городских и сельских школах давно ведутся уроки шахмат. Издательства «Духовное возрождение», «Поляндрия», «Вако», «Просвещение», «Русский шахматный дом», «Литера» и др. выпускают массовым тиражом учебно-методические комплексы по шахматам.

Но мир меняется очень быстро. Вероятно, что уже через десять лет исчезнут простые технические профессии, людей заменят роботы. Наступает век цифровых технологий и подрастающее поколение должно быть подготовлено к такому переходу, невозможному без изменений в образовательных методах. Эти методы должны включать выработку умения критически мыслить, умения общаться и находить компромиссы. Всему этому можно научить, погружая детей в шахматную игру, которая способствует развитию креативных качеств личности, умению принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях, систематизирует логические процессы, улучшает память и усиливает внимание.

Именно для этих целей надо рассматривать организацию шахматного всеобуча в начальных классах общеобразовательных школ, а спортивную составляющую игры в шахматы использовать в качестве естественного стимула к обучению.

Вышеназванных целей можно достичь при сочетании двух непременных условий:

Если первое условие практически выполняется – издается много методической литературы разного уровня, то для исполнения второго условия необходимо введение в учебные программы педагогических вузов соответствующей дисциплины.

В результате широкого обсуждения проблем шахматного всеобуча, активного обмена мнениями участники конференции разработали «дорожную карту» и для ее реализации обращаются:

Обращение принято единогласно 5 июня 2018 г.

Настоящее обращение направлено Председателю Комитета по образованию и науки ГД РФ В.А. Никонову; Министру просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильевой; Министру науки и высшего образования М.М. Котюкову; Президенту Российской шахматной федерации А.В. Филатову; ректорам педагогических вузов РФ; Ректору Московского педагогического государственного университета А.В. Лубкову.